Часть людей скептически вздохнёт: «а, архитектура предприятия… опять про ИТ…», другие нехотя дополнят: «ну, наверное, еще про оптимизацию бизнес-процессов». В действительности архитектура предприятия, исходя из названия, касается именно всей организации: маркетинга и позиционирования, бизнес-модели, законодательства, стратегии, финансов, внутренних политик, операционной модели (вот, где появляются бизнес-процессы), информации (на основе которой принимаются решения), информационных технологий, активов (включая здания, средства производства и интеллектуальную собственность) и т. д.
Значит ли это, что нам надо досконально описать всё вышеперечисленное для того, чтобы начать получать выгоды от использования системного подхода, лежащего в основе архитектуры предприятия? Хорошо бы, но необязательно! На подобные описания могут уйти годы. У нас же цель — сопоставить планируемые изменения для определения оптимального их набора и последовательности воплощения в жизнь. И делать это можно не для компании в целом, а для определённого ее направления, но, правда, и выгоды будут очевидны только для этого направления.
Именно по такому пути предпочли пойти в ряде крупнейших нефтегазовых компаний, где первопроходцем в применении архитектурных подходов и методов стал департамент информационных технологий.
«Начав проект еще два года назад нефтегазовая компания совместно с нами провели исследование общепринятых методологий и практик в области управления корпоративной архитектурой на предмет их применимости к российской действительности и зрелости компании», — комментирует руководитель Smart Architects Юрий Орлов, — «результаты этого анализа легли в основу собственной методологии управления корпоративной ИТ архитектурой, состоящей из:
По результатам проекта сформированы методологическая и технологическая основы практики управления корпоративной архитектурой, уже сейчас активно используемые для: