Процессы и методы управления корпоративной архитектуры

Максим Арзуманян
Классический цикл управления архитектурой предприятия (АП) перекликается с идеями совершенствования и реинжиниринга бизнес-процессов и в упрощенном виде состоит из следующих процессов (этапов):
Некоторые методологии АП уточняют и конкретизируют этот упрощенный цикл, указывая:
  • какие составляющие АП, насколько детально и в какой последовательности следует идентифицировать и проектировать
  • как работать с уровнем охвата (компания в целом, бизнес-направление или функциональная область, отдельная способность)
  • как планировать и осуществлять переход между состояниями «как есть» и «как надо» — проектирование моделей промежуточных состояний, работа со сценариями
  • какие техники и инструменты использовать для решения частных задач (например, разработка архитектуры бизнес-процессов)

Другие методологии АП, зачастую современные, ставят под сомнение некоторые или все составляющие «упрощенного цикла», задаваясь следующими вопросами:
Рассматривая методы управления АП следует отметить значительную роль моделирования в АП, которая прослеживается в работах зарубежных и отечественных авторов. Методы и связанные с ними технологии управления АП позволяют:
  • представить знания об устройстве предприятия в структурированном виде: визуальные и не визуальные модели, формирование общего языка или правил перевода между языками и пр.;
  • сформировать необходимые ракурсы (viewpoints) и представления (views) для разных заинтересованных сторон для «борьбы со сложностью. За счет этого осуществляется «нарезка» общей модели организации на ситуативные, контекстно-ориентированные представления — аналитические отчеты и диаграммы, регламентирующие документы, спецификации для разработки и/или настройки информационных систем;
  • реализовать повторное использование знаний и обеспечить упрощение задач перепроектирования или проектирования новых организационно-технических конструкций (например, открытие нового филиала) за счет использования типовых повторно используемых элементов (например, бизнес-процессов, конфигураций систем и др.);
  • проектировать целевое состояние организации, в том числе рассматривать альтернативные варианты; проводить анализ вариантов целевого состояния, в том числе с помощью «что если» анализа и/или изучения влияния изменений АП на связанные компоненты.

Многие методы архитектура предприятия наследует из общих установок системной инженерии. Центром компетенций по архитектуре предприятия EA Lab были описаны сценарии применения АП (см. ниже). Исторически исходным сценарием использования АП является «Выравнивание бизнеса и ИТ» (Business and IT alignment). Постепенно стали развиваться другие сценарии, и сейчас все больше внимания начинает уделяться сценарию «Трансформация предприятия» (Enterprise transformation). При этом в цифровой экономике данный сценарий автоматически подразумевает «Выравнивание бизнеса и ИТ».

Основано на научной публикации

«Д.В. Кудрявцев, М.Ю. Арзуманян. Архитектура предприятия: переход от проектирования ИТ-инфраструктуры к трансформации бизнеса // Российский журнал менеджмента Russian Management Journal Том 15, No 2, 2017. С. 193–224»